Никольская церковь, Кагинский завод
История края связана со строительством плотины на р. Каге в 1769 году, внуком основателя рода Демидовых - Никитой Демидовичем Антуфьевым. Впоследствии были установлены четыре молота, и в конце того же года началась ковка железа из чугуна, доставляемого из Авзяно-Петровских заводов. Были построены Узянский и Кагинский в селе Кага чугуноплавильные заводы.
В 1911 году с. Кага сгорела дотла. Остались лишь церковь и несколько домов, чудом уцелевших от пожара. С этого года Кагинский завод прекратил свое существование, и люди стали заниматься исключительно сельским хозяйством.
Сведений о самой первой кагинской церкви, построенной вместе с заводом, не сохранились.
Из дневника близкого друга Ивана Евдокимовича Демидова, титулярного советника М.С. Ребелинского, служившего в Уфе и часто навещавшего Кагу известно, что 6 октября 1794 г. он выехал в Кагинский завод, было освящение церкви Иоанна Богослова, и во время оной церемонии была пушечная пальба, после того народное угощение и обед.
В свою очередь старожилы села вспоминают, что в районе Каги, называемом Замостом (примерно там, где сейчас Управление лесничества), когда-то находилась деревянная церковь, пришедшая к концу прошлого столетия в ветхость. Некоторые старожилы считают, что она была староверческой.
Вначале 90-х годов прошлого века в Каге решено было строить новую каменную церковь.
Специально был построен кирпичный завод в Усть-Каге (часть села, где р. Кага впадает в Белую), состоявший из амбаров для просушки кирпича-сырца и трех печей.
Первый камень в основание церкви, которая впоследствии стала называться Никольской, заложил управляющий Кагинским заводом, Иван Иоасафович (Асафович) Татаринов.
Иван Асафович умеp 25 маpта 1899 года (по стаpому стилю) - через год после постройки Никольской церкви. Кагинцы решили похоронить его в церковной ограде.
Старожилы вспоминают, как проходили похороны Ивана Асафовича. Вся дорога от его дома до церкви была выложена еловыми ветками. Люди приезжали из других заводов - все, кто знал и любил Ивана Асафовича.
Огромная похоронная процессия не вмещалась в церковную ограду. Ивана Асафовича похоронили в склепе, подобно духовному лицу. Люди долго потом приходили на могилу и приносили столь любимые покойным цветы.
Раньше существовала благочестивая традиция выражать свое соболезнование в письменном виде. Коллеги и все, кто знал Ивана Асафовича, обратились к его жене Анфисе Андреевне, со следующими словами утешения: “Милостивая государыня Анфиса Андреевна! С чувством великого прискорбия встретили мы и наше общество весть о смерти глубокоуважаемого Ивана Асафовича.
Помолившись сегодня за упокой души его в Белорецком храме, мы спешим выразить Вам и семье Вашей искреннее сочувствие, которое, без всякого сомнения, разделяется не только людьми, близко знавшими покойного, но и всем населением, среди которого он провел всю трудовую и безропотную жизнь.
Богато одаренный природой и высоко-трудолюбивый, он без всякой посторонней помощи стал в ряд лучших специалистов и знатоков своего дела и служил последнему так бескорыстно, так энергично и самоотверженно, что, без всякого сомнения, достоин великой благодарности и глубокого уважения как со стороны своих патронов, так и всех, знавших его!..
Не меньшим утешением для Вас, многоуважаемая Анфиса Андреевна, и для детей Ваших должна быть и та искренняя любовь местного населения, которая сопровождала всю его жизнь, вплоть до могилы.
Истинно добрый, высокогуманный, он хорошо понимал меньшего брата и население, среди которого протекала его жизнь, и умел вследствие этого снисходить к его слабостям и врачевать его нравственные недуги с удивительным терпением и христианской любовью, за что добрая память о нем еще многие и многие годы будет жива среди народа!
Эти высокие и истинно человеческие качества души усопшего да послужат утешением в великой Вашей скорби!
Да вознаградит его Всевышний за дела его!
Глубоко разделяя Вашу печаль, мы свидетельствуем Вам наше неизменное сочувствие и искреннюю преданность, моля Бога ниспослать Вам утешение в детях Ваших, которые, мы не сомневаемся, окажутся достойными своего отца, отца - человека, отца - христианина! Ваши покорные слуги”.
Однако, вернемся к истории Никольской церкви.
Строили церковь около восьми лет. Все кагинские семьи в зависимости от состава выделяли на строительство храма определенное количество работников. В Кагу были приглашены высококлассные каменщики.
С каждого рубля дохода, который давал железоделательный завод, одна копейка шла на строительство церкви. Часть денег дала казна. Было очень много народных пожертвований.
Показательным для нас является отношение людей к труду в то время. На зиму все работы прекращались, мужики вязали жгуты из соломы, перевязывали их лыком и постилали на кирпичную кладку. Сторож обязан был ежедневно стряхивать со жгутов снег, чтобы во время оттепели кладка не замокла.
Как гласит “Ведомость о церкви во имя святителя и чудотворца Николая, состоящая в кагинском приходе уезда Веpхнеуpальского, Оpенбуpгской епархии Белорецком благочинническом округе за 1913 г.”, церковь в Кагинском заводе была построена в 1898 году “чаянием местных прихожан и освящена 28 сентября сего же года с благословения пpеосвященнейшего епископа Владимиpа”.
Церковь была трехштатной: главный престол -в честь святителя Николая; правый - в честь святых апостолов Петра и Павла; левый - в честь святого апостола Иоанна Богослова. Престолы были освящены соответственно 8 и 9 декабря 1913 г..
В 1933 году Никольский храм был закрыт. Колокола сбросили, колокольню и купола разрушили. Кирпич взяли на хозяйственные нужды.
Вот что сообщала тогда газета “Белорецкий рабочий: “ 2 июля был произведен взрыв 3-тонного колокола бывшей кагинской церкви”.
А вот что вспоминает об этом Вера Лаврентьевна Кваснина, уроженка Каги: Не забуду я, как разрушали Никольскую церковь - красавицу. Для этого привезли рабочих из Белорецка. Все они были пьяные. Забрались на колокольню и пели похабные частушки. Около церкви собрался народ. Женщины плакали. Даже нам, детям, было ясно, что сейчас должно произойти что-то ужасное, непоправимое. Рабочие никак не могли протолкнуть главный колокол (ах, каким прекрасным голосом он обладал!) сквозь окно колокольни. Поэтому с помощью взрывчатки они были вынуждены разрушить колокольню. Потом лебедкой стали спускать сам колокол. Он, как бы сопротивляясь, зацепился за выступ колокольни, а потом сорвался и упал на чугунные плиты церковного крыльца. Упал и встал, как перевернутая чаша на блюде. Один большой осколок, перелетев через ограду, упал во дворе дома, где когда-то жил батюшка Иоанн Марсов, последний настоятель Никольской церкви”.
А вот еще, о каком событии вспоминает Вера Лаврентьевна: “Вечером в школе была репетиция какого-то спектакля. Школа располагалась в доме священника напротив церкви. Мы, ребятишки, тоже были на репетиции. Вдруг кто-то вскрикнул и показал в окно на церковь: прямо над ней висел какой-то светящийся шар. Было полнолуние, и поэтому видимость была хорошей. Мы все прильнули к окну. Церковь была уже закрыта, крестов не было. Этот светящийся шар поплыл над церковью, немного остановился над колокольней, а потом полетел обратно. Через некоторое время он исчез. Не помню, в каком году это было, помню только, что был зимний морозный вечер. Все жители села узнали об этом явлении, и чтобы не возникло каких-либо религиозных толкований, комсомольцы ходили по домам и говорили, что все подстроили сами верующие: мол, все это вредительство...”.
До 1941 года в бывшей церкви располагалась изба-читальня, а потом - зернохранилище кагинского колхоза. В 1955 году здание капитально отремонтировали (было сделано потолочное перекрытие, и появился второй этаж), и в Каге стал действовать клуб, преобразованный в 1968 году в Дом культуры.
В 1976 году постановлением Совета Министров Башкирии кагинский Дом культуры был поставлен на учет как памятник архитектуры.
Теперь поговорим о часовнях Каги.
Одна часовня находилась за рекой, на склоне горы, где течет благодатный родник. Православные ходили туда крестным ходом на Петров день. После революции часовня была разрушена.
Вторая и последняя из всех известных нам часовен до сих пор возвышается на месте, называемом в народе Сажелкой (по версии, когда-то существовала благочестивая традиция сажать там деревья, отсюда и название).
В 1996 году часовню капитально отремонтировали, вернее, даже не отремонтировали, а построили заново на старом фундаменте.
Часовня стоит на ключе, вода из которого обладает уникальными целебными свойствами. В старые времена, в страшные холерные годы, кагинцы, жившие на Елани (это гора близ Сажелки), никогда, как вспоминают старожилы, не болели, потому что пили воду только из этого ключа.
К часовне на Сажелке православные раньше ходили крестным ходом в Обещанный день. Это сугубо кагинский праздник, отмечаемый ежегодно 21 августа.
Существует несколько версий, касающихся истории возникновения этого праздника. Вот одна из них.
Когда-то в Каге бушевала холера. Каждый день умирало по несколько человек. А в один из дней (21 августа) не было ни одного покойника. Вот и дали православные обет Богу ежегодно отмечать это день как большой церковный праздник.
Дмитрий Иванович Татаринов в своей книге “Воспоминания” пишет о празднике Обещанного дня:
“Каждый год обычно в конце августа, в церкви устраивался большой торжественный молебен, на который приходило много народу, затем крестный ход шел за пруд к горе, из под которой бил холодный кристаллический родник. Под ним была построена часовня с темными, старообрядческими иконами. Это место почему-то называли сажелкой».
Отрывки из книги Д.И. Татаринова свидетельствуют, что Сажелка была первоначально староверческой святыней. Старообрядцев в Каге проживало очень много (впрочем, не только в Каге); все или почти все приписные к заводам крестьяне находились в числе церковного раскола.
Стаpовеpов в Каге давно уже нет, но Сажелка - по-прежнему святыня. В последние годы там ежегодно служится молебен.
И обещанный день кагинцы празднуют до сих поp он стал теперь для кагинцев дополнительным Родительским днем.
Последним настоятелем Никольского храма был Иван Александрович Марсов.
Дьяконом Никольской церкви при о. Иоанне был Гавриил Нилович Пиндюрин. Вскоре после ареста настоятеля он тоже был репрессирован.
Старожилы села до сих пор вспоминают двух бывших кагинских звонарей - Кирилла и Ивана Тарасовых.
Собственно говоря, они были не звонарями, а потомственными кузнецами, но по праздникам вызванивать звоны доверялось только им, ибо оба они были большими мастерами этого дела. “Когда Тарасовы звонили, даже лошади пританцовывали”, - так говорят старожилы.
Сейчас Кага - относительно небольшое, чистое и красивое село. Живут здесь трудолюбивые и очень самобытные люди. Чего стоит только знаменитый кагинский говорок с растягиванием гласных на концах слов!
Безусловно, гордостью села является Никольский храм, который невзирая ни на что очень хорошо сохранился. Как бы ни пытались власти переделать его на мирской лад, как бы тщательно, по требованию райкома партии, ни стесывали зубилом кресты на фасаде - все равно храм остался храмом и не утратил своего величественного облика.
Бывший директор Дома культуры Иван Антонович Лисовский не побоялся еще в семидесятых годах очистить от советской штукатурки подкупольную часть храма (там, как уже говорилось, в свое время был сделан второй этаж) и отмыть уникальнейшие фрески.
Именно благодаря заботам и стараниям Ивана Антоновича здание Кагинского храма столь хорошо сохранилось до наших дней.
В 1999 году в Каге был зарегистрирован православный приход, окормляет который авзянский священник о. Валерий Макаров.
А 1 июля 2000 года Никольский храм был официально передан верующим людям. Главная задача теперь - полностью восстановить его, ни в коем случае не отступая от первоначального облика.
Все будет зависеть от нашей веры и молитв.
|